Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
07.03.10 02:14

skrepkaСАМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах (1 раз в пять лет), самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у человека развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель так организует работу, чтобы самообразование стало потребностью. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

Книги, журналы изучаются и систематизируются по годам, используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог- это перечень книг, журналов, имеющихся в метод кабинете и расположенный в определенном порядке. На каждую книгу, журнал заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, статьи в журнале, год издания. На обратной стороне карточки можно составить краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге, журнале. Старший воспитатель подбирает необходимую литературу в помощь занимающемуся самообразованием, изучает его влияние на качество учебно-воспитательного процесса.

В самообразовании книга является незаменимым помощником. И.В.Жуковский сводит взгляды многих авторов к четырем основным методам чтения.

  1. Чтение-просмотр, когда книгу бегло перелистывают, изредка задерживаясь на отдельных страницах. Цель – первое знакомство, получение общего представления о ее содержании.
  2. Чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.
  3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают и основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте.
  4. Чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

Существует несколько видов записи: выписки, планы, тезисы, конспекты. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти невозможно передать мысль автора своими словами. План – это перечень основных вопросов, изложенных в статье или книге. Типичным примером плана является оглавление книги. Тезисы в сжатой форме передают содержание книги или статьи. Конспект – это сжатый, последовательный пересказ содержания.

Во время работы с книгой, статьей часто встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками. Виды справочной литературы весьма разнообразны. В методическом кабинете необходимо иметь наиболее используемые словари и справочники: «Словарь русского языка», «Словарь иностранных слов», «Педагогический словарь», «Новые слова и значения» и другие.

Важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, срок и форма отчета: выступление на педагогическом совете, консультация, семинарское занятие, показ работы с детьми с использованием полученных в ходе самообразования знаний.

В.А.Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» писал, что понятие самообразования состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

  • работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями;
  • участие в работе научно-практических семинаров, конференций;
  • получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;
  • работа с банками диагностических и коррекционно-развивающих программ в соответствующих методических центрах;
  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме и т.п.

Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта (табл.)

 

СВЕДЕНИЯ О САМООБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ НА______________ Уч.г.

 

п\п

ФИО, должность воспитателя

Тема   самообразования

Форма и срок отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лубенникова Ю.А.

Заместитель зав. по МВР