Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Работа с дошкольниками на территории детского сада
13.06.10 02:18

Первая младшая группа


Цель. Обратить внимание детей на красо­ту окружающего мира, на особенности объ­ектов природы. Познакомить с деятельнос­тью старших дошкольников и взрослых на территории детского сада.

Содержание.

Осень. Наблюдение за уборкой сухих ли­стьев.

Сбор крупных семян (бархатцев, календу­лы, космеи и др.). Педагог объясняет детям, зачем собирают семена.

Зима. Наблюдение за трудом взрослых по уборке территории детского сада от снега, посильное участие в ней.

Наблюдение за подкормкой птиц.

Весна. Посильное участие в подготовке почвы для овощных и цветочных культур.

Посадка под руководством педагога се­мян крупного размера (настурции, бобов, фасоли и др.).

В предварительной беседе взрослый на­поминает детям, зачем они собирали осенью семена.

Вторая младшая группа


Цель. Приобщать детей к посильной тру­довой деятельности, формировать экологи­чески правильное поведение.

Содержание.

Осень. Посильное участие в уборке сухих листьев(например, собранные детьми стар­шего дошкольного возраста и взрослыми листья дети отвозят в игрушечных грузови­ках в определенное место на участке).

Наблюдение за работой взрослых и стар­ших дошкольников: перекапыванием огоро­да, рассаживанием многолетников, обрез­кой кустарников и т.п. Дети получают пред­ставления о том, как нужно работать, какой инвентарь необходим.

Зима. Расчистка от снега дорожек на уча­стке. Педагог объясняет и показывает, как лучше держать лопатку, куда везти снег.

Весна. Рыхление земли маленькими граб­лями на заранее вскопанных грядках. Педа­гог показывает, как это делается.

Старшие дети должны поблагодарить ма­лышей за работу, чтобы они знали, что их труд тоже важен.

Для детей четвертого года жизни выделя­ется грядка для посадки крупных семян овощных культур. Взрослый объясняет и по­казывает, как сажать семена, малыши помо­гают.

Во время работы педагог знакомит их с названиями садовых инструментов, терми­нами, обозначающими способы работы. По окончании посадки педагог ставит на грядке табличку, на которой приклеено защищен­ное от влаги изображение культуры.

Лето. Наблюдая и ухаживая за растения­ми в течение всего сезона, дети получают представление о том, какие этапы проходит та или иная культура в своем развитии. Зна­комятся с правилами уборки урожая и принимают в этом посильное участие. В процес­се работы педагог предлагает детям вспом­нить русские народные сказки, в которых го­ворится об уборке овощей ("Репка", "Мужик и медведь").

Вводится понятие "оставить на семена". Де­ти наблюдают, как развивается растение, ос­тавленное на семена (редис, свекла, морковь).

Сбор семян овощных и цветочных культур проводится под руководством педагога. Взрослый объясняет, как определить время сбора семян.

 

Средняя группа


Цель. Развивать интерес к объектам при­роды, наблюдая за поведением птиц, жиз­нью насекомых, сезонными изменениями растений и т.д. Формировать элементарные навыки работы с садово-огородным инвен­тарем. Воспитывать умение трудиться сооб­ща, помогать товарищам, ответственно вы­полнять порученное дело.

Содержание.

Осень. Уборка опавших листьев. Предва­рительно педагог проводит беседу о том, что в природе все целесообразно, нет ничего лишнего. Например, сухие листья защища­ют зимой корневую систему деревьев и многолетних растений, а, перегнивая, удоб­ряют землю. Вводится понятие "компост".

Сбор семян (под руководством педагога).

Зима. Расчистка от снега дорожек и уча­стка от снега.  -

Помощь птицам. Педагог рассказывает, что подкормка птиц проводится с поздней осени до ранней весны. Демонстрирует изо­бражения разных видов кормушек, привле­кает дошкольников к изготовлению простей­ших кормушек. Обсуждает с детьми, какие виды корма необходимы для разных птиц.

Весна. Педагог обращает внимание детей на то, что взрослые окапывают землю во­круг деревьев и кустарников. Объясняет, что это необходимо для доступа к корневой си­стеме воздуха, так как растения, как и все живые существа, дышат, пьют воду, растут и развиваются.

Детей можно привлечь к первичной перекопке земли на огороде, к равнению грядок и рабаток, показав, как рыхлить землю тяп­ками, не задевая корневую систему расте­ний. Педагог приучает дошкольников к ак­куратному выполнению заданий, к тому, что инвентарь после работы должен быть при­веден в порядок.

Для детей этого возраста на общем огоро­де выделяют две-три грядки, чтобы они под руководством взрослого могли посадить се­мена овощных культур, а педагог - выра­щенную ими рассаду.

Лето. Работа по прополке сорняков, по­ливу овощных и цветочных культур. Педагог показывает, как правильно выполнять эти операции, руководит деятельностью детей.

 

Старшая группа


Цель. Формировать у детей умение пла­нировать свою деятельность (с помощью пе­дагога). Закреплять навыки работы с садо­во-огородным инвентарем.

Содержание.

Осень. Педагог проводит беседу о том, как готовятся к зиме растения, животные и человек.

Дети принимают посильное участие в сборе урожая овощей, участвуют в перекоп­ке огорода.

Собирают опавшие листья, под руковод­ством педагога выкапывают яму, куда скла­дывают листву на компост

Зима. Наблюдение за зимующими птица­ми и помощь им. В ходе беседы уточняется, какие виды корма нужны разным птицам. Педагог демонстрирует изображения раз­ных кормушек. Дети решают, какая лучше, стараются доказать правильность своего выбора. Простейшие кормушки изготавли­вают самостоятельно и с помощью педагога. Более сложные - с помощью родителей. На прогулке находят подходящие места для кормушек на участке детского сада и помо­гают их развесить.

Весна. Дети совместно с педагогом выра­щивают рассаду в уголке природы, закреп­ляют знания об условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности растений.

Наблюдая с детьми, как взрослые обреза­ют ветви и покрывают известью стволы де­ревьев, педагог объясняет значение этой ра­боты для нормальной жизнедеятельности деревьев и кустарников.

Перед началом работы на территории проводится беседа о правилах поведения: нужно стараться работать дружно, не мешая друг другу; бережно относиться к посадкам.

Дети перекапывают землю, удобряют ее компостом, разбивают грядки на огороде. Совместно с педагогом намечают места для выращивания лекарственных растений и злаков. Работают небольшими группами (по 3-4 человека).

В цветнике дошкольники под руководст­вом педагога равняют рабатки, рыхлят землю, выбирают места для посадок однолет­них и двулетних растений.

Лето. Уход за посадками, наблюдение за их ростом и развитием. Педагог, окучивая и подвязывая растения, объясняет детям, за­чем это нужно.

 

Подготовительная к школе группа


Цель. Создавать условия для перехода к самостоятельному планированию детьми де­ятельности (педагог координирует работу).

Содержание.

Осень. Дети наблюдают, как взрослые са­жают молодые деревья на территории дет­ского сада. Педагог проводит беседу о стро­ении деревьев, способах и времени их по­садки; о том, что нужно уважать и беречь труд других людей.

Дошкольники не только собирают урожай овощей, но и участвуют в перекопке земли. Желательно запастись землей и песком для ра­боты в уголке природы зимой и ранней весной. Совместно с педагогом дети планируют, какие овощи будут сажать в следующем го­ду. Взрослый объясняет, что можно произ­вести посев моркови, свеклы, зелени (укро­па, петрушки и др.) под зиму. После посева дети устанавливают на грядках таблички с изображением этих растений.

Проводится работа по закладыванию на компост сухих листьев.

После сбора семян однолетни­ков дети помогают убирать расте­ния с клумб, рабаток.

 

Педагог показывает, как нуж­но обрезать многолетники, как укрыть их на зиму. Если необхо­димо, совместно с детьми делит и рассаживает многолетники,
предварительно объяснив, поче­му и как это делается. С помощью вопросов побуждает дошкольни­ков к осмыслению производимых
операций.

 

Зима. Изготовление и разве­шивание кормушек, подкормка птиц.

На прогулке педагог проводит беседу о защитных свойствах снега, совместно с де­тьми вспоминает сказку "Мороз Иванович", предлагает раскопать снег, чтобы увидеть, что там "спит" зеленая трава.

Уборка участка от снега становится по­стоянной обязанностью детей (лучше вы­полнять по подгруппам).

Весна. Если есть возможность, проводит­ся экскурсия в оранжерею, парники.

Дети привлекаются к рыхлению земли в приствольных кругах деревьев и плодово-ягодных кустарников.

Предварительно продумав план работы на огороде, педагог в беседе с детьми наво­дящими вопросами и объяснениями (напри­мер, дает представление о севообороте, зна­комит с понятием совместимости произрас­тания овощных культур) побуждает их к об­суждению темы и принятию решений.

На территории огорода дети размечают грядки, решают, где сажать семена и расса­ду. Готовят почву к посадке (рыхлят, удобря­ют компостом).

Педагог предлагает дошкольникам прове­сти эксперимент: часть семян одной овощ­ной культуры посадить сразу в землю, дру­гую часть прорастить перед посадкой, а из третьей части вырастить рассаду. Эту работу можно вести по подгруппам. Например, од­на подгруппа занимается семенами перца, другая - огурцов и т.д. Наблюдая за разви­тием экспериментальных растений в течение лета, дети получат первые представления о наиболее эф­фективных способах работы с культурами.

Рассаду (кроме хрупкой) педа­гог поручает сажать детям, пред­варительно показав, как это де­лается. Дошкольники выполняют работу поочередно (два ребенка сажают, остальные наблюдают, затем сажают двое других и т.д.). Посадку рассады помидоров и подвязывание растений осуще­ствляет взрослый.

Дети участвуют в планирова­нии цветников по ярусам (высо­кие растения дальше, низкорослые ближе), цветовой гамме, совместимости цветочных культур.

В течение сезона дети зарисовывают свои впечатления. Можно сделать фотоаль­бом с фотографиями детей во время работы на огороде и в цветнике, осенью провести выставку детских рисунков, праздник выра­щенного урожая.

Лубенникова Ю.А. , зам.зав по МВР