Блиц опрос
Ссылки
Посетители
Конспект открытого занятия по развитию лексико- грамматических категорий (старшая группа) - Перелетные птицы |
07.02.12 13:35 | |||
Цель: 1. Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». 2. Образование прилагательных от глаголов. 3. Подбор прилагательных – антонимов. 4. Образование притяжательных прилагательных от имен существительных, слов с помощью приставок. 5. Образование формы родительного падежа. 6. Образование и употребление в речи причастия. 7. Физминутка. Оборудование: предметные и сюжетные картинки. Ход занятия: 1.Орг. момент. Сложить разрезные картинки – назвать. 2. Постановка цели занятия: «каких птиц вы назвали?», «почему так называют?» Лексико-грамматические игры упражнения. 3. «Чем питаются птицы?». Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Логопед показывает детям картинки насекомых, и спрашивает: «чем питаются птицы?». Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками, бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами». 4. «Четвертый лишний» 5. «Чего не хватает?» Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы, и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?» (у птицы не хватает хвоста, головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).
6. Закончи предложение Цель: подбор имен прилагательных – антонимов. У синицы хвост короткий, а у трясогузки - … (длинный). Ворона черная, а лебедь … (белый). У журавля ноги длинные, а у утки … (короткие). У цапли клюв длинный, а у воробья … (короткий). У селезня оперенье яркое, а у утки … (блеклое). У дятла клюв сильный, а у синички … (слабый). 7. «Чье перо?» Цель: образование притяжательных прилагательных от имен существительных. Логопед читает рифмовку. Я начну, а ты скажи, мне словечко подскажи. Перо утки. Чье? - … (утиное) перо. Перо журавля. Чье? - … (журавлиное) перо. Перо лебедя. Чье? - … (лебединое) перо. Перо гуся. Чье? - … (гусиное) перо и т.д. 8. «Что делает птица?» Цель: образование слов с помощью приставок. Ход игры: предложить ребенку поиграть. Логопед будет называть слова, а ребенка попросить сказать, что оно обозначает. Спросите: «Чем одно слово отличается от другого?». Полетела, прилетела, вылетела, залетела, подлетела, улетела, перелетела, слетела. Предложите ребенку пары глаголов, спросите, чем они отличаются. Прыгает – спрыгивает Подпрыгивает – запрыгивает Выпрыгивает – перепрыгивает Для того чтобы игра была более интересной можно выполнять предложенные нами движения, и предложить детям угадать и сказать что делает птица. 9. «Отгадай загадку» Цель: образование формы родительного падежа. Прочитать загадку, и предложить детям отгадать ее. Попросить ребенка ответить на вопрос «У кого?». Спросить, какие слова помогли найти отгадку. а). На веточке – лесной певец, одет он скромно и невзрачно. Но нет в лесу певца искусней, а трели – мелодичны и милы, А вот отгадочка моя: у него, у соловья! б). Кто по тропочке идет быстрыми шажками, Длинным хвостиком трясет?- догадайтесь сами. У кого хвостик трясется? (у трясогузки) в). Он в скворечнике живет, громко песенки поет, У него полно детей, он совсем не воробей, Много дел у весны гонца, у кого же? …(у скворца) г) Он из леса прилетел, на березу быстро сел, Заалел он, словно мак, красной грудкой яркой. Грудка алая, как заря. У кого? … (у снегиря) 10. «Как сказать иначе?» Цель: образование и употребление в речи причастия. Объяснить ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. Пример: «Птица летит. Какая птица? (летящая птица)» Птица клюет – клюющая птица Птица идет – идущая птица Птица сидит на ветке – сидящая на ветке птица Утка плывет – плывущая утка Орел парит – парящий орел Физминутка Аист-аист длинноногий, покажи домой дорогу. Аист отвечает: топай правою ногой (4 раза), топай левою ногой, снова правою ногой, снова левою ногой, вот тогда придешь домой. Итог занятия. Упражнения для развития мелкой моторики: дерево, гнездо, птица летит.
Оржинская Н.И., учитель-логопед МБДОУ МО г.Краснодар «Центр – детский сад № 23»
|