Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Образовательная деятельность
12.03.11 12:48

1Реализуемые программы

Детство:  Программа  развития  и  воспитания  детей  в детском саду" Михайлова  З.А.,  Гурович  Л.М.,   Бабаева  Т.И.   -:   Изд.   3-е, переработанное. - 244с. _ Спб.: Детство-ПРЕСС, 2008

Девиз программы - "Чувствовать - Познавать - Творить"

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка     в     период     дошкольного     детства:

интеллектуального, физического,    эмоционально-нравственного,    волевого,    социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Количество занятий! и их продолжительность не регламентированы. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В центре программы - развитие личности ребёнка, здоровый образ жизни, развитие его познавательной активности в разных видах деятельности, воспитание гуманного отношения к миру, поведения.

 

Содержание программы и задачи развития ребёнка: забота о здоровье ребёнка, внимание к развитию познавательных способностей, к художественно-эстетическому, речевому развитию через разные виды активной детской деятельности. Впервые определены критерии оценки уровня освоения ребёнком программы (уровни освоения), что помогает воспитателю планировать педагогическую коррекцию.

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый год жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой год жизни).

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

 

Концепция программы включает три основных положения. Первое -концепция обогащения развития ребёнка-дошкольника, созданная известным психологом А.В. Запорожцем. Её смысл - обогащать развитие ребёнка, используя все возможности дошкольных видов деятельности - игры, общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, детского труда, изобразительной деятельности, а не сводить всё к учёбе. Действительно, дошкольника можно многому научить, но всему своё время. В программе нет школьных задач, она наполнена специальными детскими дошкольными видами. Второе положение концепции - целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности. Развитие ребёнка как индивида, личности, индивидуальности, субъекта деятельности. Третье положение концепции базируется на исследованиях Логиновой В.И., Леушиной A.M., их учеников. Они показали, что дошкольник может осваивать знания системного характера.    Освоение    системных    знаний    даёт    возможность    ребёнку    быть самостоятельным, успешно осваивать позицию субъекта во всех детских видах деятельности.

Программа направлена на целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребёнка. В связи с этим программа предлагает обогащенное образовательное содержание, соответствующее возрастным потребностям, интересам и возможностям современного дошкольника. Содержание программы по возрастным ступеням дошкольного детства ориентировано на психологические новообразования развития ребёнка и его общую готовность к школьному обучению, укрепление физического и психического здоровья.

 

Авторами программы заложено, что в организации и проведении занятия воспитателем должен реализовываться творческий подход, учитываться уровень развития ребёнка и прочие индивидуальные особенности детей. Такая система складывается, во-первых, из индивидуального подхода к развитию и воспитанию ребёнка, во-вторых, из учёта местных условий (регионального компонента образования), в-третьих, из динамики предметно-пространственной развивающей среды, в-четвёртых, из контроля за развитием ребёнка, и, в-пятых, из своевременной педагогической и психологической коррекции.

 

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

 

  1. Характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка.
  2. Особенности сферы Деятельности (общения, восприятия).
  3. Общие задачи воспитания.
  4. Представления (ориентации).
  5. Практические умения.
  6. Уровни освоения умений (низкий, средний, высокий).
  7. Методические советы.
  8. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть.
  9. Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства.
  10. Заключение.

Сильные стороны программы:

  • содержит концептуально-целевой и содержательно-технологический компоненты,
  • имеет   в   качестве   приложения   "План-программу",   в   которой      определены образовательные   задачи   каждого   возрастного   периода  по   разделам   программы поквартально,
  • уделено большое внимание социально-нравственному развитию личности,
  • допускает использование любой методической литературы, не противоречащей целям и содержанию программы,
  • содержит  ссылки  на  использование  методической  литературы  с   конкретным указанием страниц, что облегчает планирование,
  • дифференцирует уровни освоения ребенком программы по каждому возрасту в каждом разделе.

Парциальные программы, педагогические технологии,
методические  пособия

2Методические советы к программе «Детство». Михайлова З.А., Тарбеева Т.Н. - СПб.: "Детство-Пресс", 2002

В ней сформулированы педагогические задачи по основным видам деятельности : природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

 

43План-программа педагогического процесса в детском саду Михайлова З.А. - СПб.: "Детство-Пресс", 2008

Методическое пособие - результат творческого освоения педагогами-практиками программы развития и воспитания детей "Детство", разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. В пособии сформулированы педагогические задачи по основным видам детской деятельности в соответствии с требованиями и рекомендациями программы "Детство". Они объединены в блоки: "Экологическое воспитание", "Математическое развитие", "Художественно-творческая деятельность", "Социально-нравственное воспитание", "Физическое развитие". Конкретное содержание, обеспечивающее решение поставленных задач, включает игры, упражнения, проблемные и бытовые ситуации, наблюдения и экспериментирование и т.д.

 

5Дошкольник    и рукотворный мир Курлехт М.В. - СПб.: "Детство-пресс", 2003

В пособии раскрывается концепция и педагогическая технология реализации образовательной программы «Детство» в педагогическом процессе детского сада. Подробно рассматривается система педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с предметным миром и трудом взрослых, приобщению дошкольников к азам трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к труду. Пособие содержит примерные планы и конспекты занятий, сценарии образовательных ситуаций и описание дидактических пособий в вариантах построения предметно-материальной среды.

 

6Ребенок и книга Гурович Л.М. - Пособие для воспитателя детского сада / Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб.: Изд-во "Детство-Пресс", 1999.

В пособии рассматриваются вопросы, связанные с приобщением ребенка-дошкольника к миру художественной литературы. В 3-е издание вошли новые главы: «Дети, книжки берегите», или «Уголок книги в детском саду»; «Бабушка, расскажи сказку», или «Литературное образование ребенка в семье». В книге предложены списки литературы, рекомендуемой для чтения детям, - произведений отечественных и зарубежных авторов. В значительной степени обновлено содержание занятий. Таким образом, в книгу вошло более 20 конспектов занятий и детских тематических утренников.

 

7Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, Знакомим дошкольников с литературой Ушакова ОС. - Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Цель: развитие речи дошкольников. В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - развитие связной речи.

В данную методику включены отдельные конспекты, игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.

 

8Знакомим дошкольников с литературой О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш

В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 3-5 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм). Дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

 

Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова

 

9Математика от трех до семи Михайлова ЗА.-Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.- СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2003

В учебно-методическом пособии представлено основное содержание математического развития детей младшего, среднего, и старшего и подготовительного к школе возраста в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство», разработанной кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Книга содержит планы-конспекты игровых занятий для различных возрастных групп детей, а также свыше 100 иллюстраций. Пособие адресовано воспитателям детских садов. Оно может быть интересно и полезно родителям для домашних занятий с детьми, в том числе и не посещающими дошкольные образовательные учреждения.

 

10«Математика - это интересно. Игровые ситуации. Диагностика освоенности математических представлений» Михайлова З.А.

Пособие является методическим основанием к пяти рабочим тетрадям «Математика - это интересно», предназначенным для дошкольников разных возрастных групп (2-3, 3-4 года, 4-5, 5-6, 6-7 лет). Оно поможет педагогу дошкольного образовательного учреждения в организации математического развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство».

 

«Мы» Н.Н. Кондратьева (программа в программе)

11Программа «Детство» складывается из целого ряда «парциальных» (по-школьному можно было бы сказать «предметных») программ. За каждой из них стоит своя история, свой опыт исследований и открытий. Одна из них - это программа «Мы», программа экологического образования детей.


Цель программы «Мы» - воспитание гуманно-ценностного отношения к природе. Её научным руководителем и идеологом была Н.Н.Кондратьева. Характерная черта программы «Мы» в том, что она отталкивается от тех особенностей отношения детей к природе, которые были изучены и сформулированы в исследованиях её авторов.

 

-    Во-первых, так называемый примитивный гуманизм, а не подлинно гуманное отношение к природе. Вы наверняка замечали, что дети, скренне желая помочь, создают для живого объекта условия комфортные с точки зрения человека, не учитывая своеобразие реальных потребностей самого  объекта.  Такой  гуманизм обусловлен, прежде всего, присущим детям способам осмысления мира, они как бы примеряют всё на себя: что мне нравится, то понравится и другому, что хорошо для меня,  то  и  для  остальных  хорошо.  А  с  другой  стороны,  дети  мало знают  о
природных объектах как живых существах, о своеобразии их потребностей, отличии от человека.

 

-    Следующая особенность - прагматизм восприятия дошкольниками природных объектов. Зачастую дети считают, что в природе всё существует для удовлетворения потребностей человека, и право на существование имеют те животные и растения, которые полезны человеку. Такое убеждение - особенность возрастная, но взгляд на природу, как на полезный продукт, формируется у ребёнка и воспитывающим его взрослым.   Содержание   программы   составлено   таким   образом,   что   ценность объектов    природы    предстаёт    во    всём    своём    разнообразии (самоценность, оздоровительно-гигиеническая,      эстетическая, познавательная,      нравственная, практическая ценность, природа как среда обитания).

 

-    Отношение детей к природе имеет познавательный характер. Ребёнок всегда стремится узнать что-то новое, интересное. Но в то же время способом познания природы   для   ребёнка   часто   становится   экспериментирование    над   живыми существами. Дети, например, отрывают усы, ноги, крылья насекомым, разрывают на части дождевых червей, чтобы узнать, как устроено животное, сможет ли оно жить без какой-либо части или органа. И тогда положительный, по сути, интерес ребёнка к окружающему может вызвать страдания животного или его гибель, а малыш в своей  деятельности   приобретает   опыт  жестокого,   бессердечного   отношения   к окружающему. Поэтому в программе отобраны знания о том, что животные и растения - живые, что все их органы и части взаимосвязаны, что нарушение целостности какой-либо части ведёт к страданиям живого и даже его гибели.

 

12«Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О.А., Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - Спб.: Детство - ПРЕСС; 2002.

В сборник вошли перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего школьного возраста, конспекты занятий, экологические игры и фольклорный материал.

 

13

 

Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников И.А. Королева, В.А. Степанова

Методическое      пособие      знакомит      педагогов      дошкольных учреждений с одной из наиболее действе иных форм воспитания в детях экологического сознания и эстетического мировосприятия - с экскурсией.   Пособие  содержит  календарно-тематические  планы  и конспекты.

 

 

14«Основы безопасности жизнедеятельности» Р.Б.Стеркина, Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситу ациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования.

 

Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений.

 

Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

 

Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической  и  криминогенной  ситуации.  В  силу  особой  значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

 

15

 

Ладушки И. Каплунова, И. Новоскольцева.

В настоящее время «Ладушки» являются единственной и уникальной, детально разработанной программой, охватывающей все сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду, отличающейся светлым, радостным, игровым подходом к проблеме «ребенок и музыка». Программа «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник.

Девиз программы: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОУ

 

 

Специально-организованные занятия


 

Совместная деятельность

 

Самостоятельная деятельность детей

 

Занятия в соответствии с базисным планом (проводятся с подгруппами и группами с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей

 

Беседы

Экскурсии

Чтение

Слушание

Подвижные игры

Физкультурные упражнения

Наблюдения

Мастер-классы по лепке, рисованию, конструированию, труду (проводятся индивидуально или по подгруппам)

 

 

Художественная деятельность

Изобразительная деятельность

Конструирование

Сюжетно-ролевые игры

Малосюжетные игры

Дидактические игры

 

Формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:


 

Двигательная

  • Подвижные дидактические игры
  • Подвижные игры с правилами
  • Игровые упражнения
  • Соревнования

 

Игровая

  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

 

Продуктивная

  • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
  • Реализация проектов

 

Коммуникативная

  • Беседа ситуативный разговор
  • Речевая ситуация
  • Составление отгадывание загадок
  • Сюжетные игры
  • Игры с правилами

 

Трудовая

  • Совместные действия
  • Дежурство
  • Поручение
  • Реализация проекта

 

Познавательно-исследовательская

  • Наблюдение
  • Экскурсии
  • Решение проблемных ситуаций
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

 

Музыкально-художественная

  • Слушание
  • Исполнение
  • Импровизация
  • Экспериментирование
  • Музыкально-дидактические игры

 

Чтение художественной литературы

 

  • Чтение
  • Обсуждение
  • Разучивание