Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/ds-81/ds-81.ru/docs/components/com_sef/joomsef.php on line 815
Виды росписей декоративно-прикладного искусства доступные детям - Детский сад 81 Краснодар

Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Виды росписей декоративно-прикладного искусства доступные детям PDF Печать
25.11.09 00:27

skrepkaВиды   росписей   декоративно-прикладного   искусства доступные   детям

В задушевной русской песни, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вяткой игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.

skrepka

Виды   росписей   декоративно-прикладного   искусства доступные   детям

 

В задушевной русской песни, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вяткой игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.

Возникновение народного прикладного искусства относится к началь­ным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к кра­соте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопро­вождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища - все служило объектом творчества. Любая вещь могла стать художественным произведением.

Характер образов и мотивов народного декоративного искусства не­разрывно связан со свойствами ему задачами преображения среды, окру­жающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яр­кие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тон­ким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.

Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над ми­ром животных и растений, образы которых использовались затем в творчест­ве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, опти­мистический характер его произведений.

 

К  наиболее ярким особенностям народного  прикладного  искусства, прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большей выразительно­стью, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая ме­сто главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная
трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и дос­тупным для восприятия.

Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто кон­кретные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, де­лают их необыкновенно привлекательными.

Исследователь русского народного прикладного искусства М.Н. Ка­менская, отмечает, что в декоративно-прикладном искусства народных мастеров четко выделяются два вида изображений - сюжетные и орнаментные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой сме­лость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т.д. по­мимо символических образов, большое распространение получили и сказоч­ные образы: птица сирин, китоврас - получеловек-полузверь, единорог-конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др. созданные народной фанта­зией. Они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в тоже время сохраняли черты традиционной условности.

Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого дос­тигает орнамент. Орнамент - это преднамеренно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Он состоит главным образом из многооб­разных растительных форм, в которые нередко включаются изображения жи­вотных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно за­полняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не ос­тавляет, как правило, фона.

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представ­ления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В ор­намент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фи­гуры всадников. В прошлом они, очевидно. Олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные его элементы.

Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Узор может быть соз­данным непреднамеренно, например узоры на замерзшем стекле. Основным свойством орнамента является ритм. Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов. Ритм орнамента может быть простым и слож­ным. Простой ритм- повторение одного и того же элемента на равных рас­стояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симмет­ричность. Ритм — основа узора, чередуются и элементы узора, и цветовые пятна. Различают простой узор, и чередование элементов по цвету и форме. Таким образом, ритм рассматривается как элемент композиции, своеобразное организующее начало.

Орнамент в переводе с латинского - украшение (живописное, графи-ческое и скульптурное). В его узоре сочетаются и повторяются геометриче­ские или изобразительные элементы. Узоры различаются по характеру эле­ментов и по способу организации, по элементам различаются узоры геомет­рические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные.


По самоорганизации различают узор бесконечный, то есть не­ограниченный. Это тип сетки: обои, паркет, ткань. К неограниченным отно-сится и линейный узор - бордюр, фриз, кайма, тесьма. Кроме этого, различа-ют ограниченный узор ( в круге, в ромбе, в квадрате).

Узор всегда выполнен в композиции, органично вписывающейся в форму предмета. В силу вышеназванных особенностей декоративное искус­ство близко и понятно детям, оно соответствует их мировосприятия.

А.П.Усова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина не раз отмечали, что ребе­нок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятель­ности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Боль­шинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние на­родного искусства на формирование у детей первых о Родине, чувства любви к ней. Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гума­низм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В тоже время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность, нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Все это богатство представлено в ярчайшей, максимально выразительной форме искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей. Эмоциональный язык искусства — самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется главный принцип: воспитание детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном ис­кусстве того края, где живет человек. Национальное искусство — тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро прочувствовано. Не чувствуя, не понимая родное искусство, культуру, понимать психологию человека другой национальности

Душа народа едина, только проявляется по-разному в разных видах искусства: в песне, сказках, легендах, танцах, изобразительном искусстве.

Поэтому и воздействие искусства на ребенка должно быть комплексным. Ко­лыбельная песня, сказки ритмы и мелодии красочных узоров, расшитых полотенец, ажурных кружев воспринимаются в единстве, если они в детстве окружают ребенка. В педагогическом процессе искусство, как и в жизни, не­отделимо от общения людей между собой, от общения с природой. В рос­кошных узорах Хохломы — разноцветье трав и ягод природы средней полосы России. Фантастические букеты Городецких купавок, ромашек, розанов, оформляющих наивные сюжеты из жизни купеческих кавалеров и барышень, как бы воплощают нравственно-эстетические идеалы простого народа Руси.

Поэтому декоративное искусство не есть что-то изолированное, особое в жизни людей, оно существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.

Поэтому подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к природе, фольклору, быту, нравам, традициям этого народа. Например, нельзя до конца почувствовать, понять всемирную известность дымковской игрушки, если не знать русскую дерев­ню. Ее историю. Нравы, обычаи. Идеал сельской красавицы как сильной, ловкой, здоровой, румяной воплотился и в образе крепкой бабы с ребенком, и в статной горделивой красавице-водоноске.

Надо видеть деревенские закаты и рассветы с их тишиной и тумана­ми, первым пением петухов и дымком над избами. Надо видеть сельские  праздники с их буйным весельем, песнями, плясками. Частушками, вечерние  «посиделки», чтобы почувствовать легкую, добрую иронию народного ху­дожника, увидевшего и передавшего в фигурке деревенского щеголя его до­вольство собой, стремление покрасоваться.

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных об­разов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству спо­собности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для раз­вития современного декоративно-прикладного искусства.

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошко-льного возраста. Отечественные педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, В.М. Федяевская неоднократно отмечали, что оз­накомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость ор­намента, разнообразие фактур материалов - вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстети­ческому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях на­родного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных то­нах.

Образы фантастических птиц, зверей, растений изображенных на тка­нях, пряничных досках. В росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц, растений, потому, что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую зна­чительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия».

Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы на­
родные мастера не редко используют в создании особой выразительной фор­
мы бытовых предметов, в их украшении.

Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, с узорчатым орнаментом на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благородным материалом, развивающим их фантазию.

В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствуют иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объ­емная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главным, существенными признаками.

Образы народного творчества способствует развитию в детях умения декоративно работать с цветом. Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного. В любом предмете, будь то керами­ческий кувшин, народный костюм, бытовое, практическое назначение вещи находиться в удивительном соответствии с ее декором.

Расписывая цветами берестяной туесок художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в рав­ной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Известная мысль К. Маркса о том, что человек формирует материю также и по законам красоты», находит в произведениях народных мастеров свое конкретное во­площение

Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякае­мый источник для творчества в изделиях народных мастеров, в народном искусст­ве. Только необходимо помнить, что за­дача воспитателя — не подготовка буду­щих мастеров городецкой, хохломской или какой-нибудь другой росписи, а приоб­щение ребенка к истокам народного ис­кусства. Нужно чтобы дети, усвоив неко­торые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку, почув­ствовать радость творчества. Материал сгруппировать отдельными блоками по каж­дому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан).

Декоративное искусство по своим свойствам близко к природе. Худож­ники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гар­монию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и ра­циональность. Восхищение человека природой, ее гармонией, соединение с тонким анализом, сравнением и обобщением стилизованных формах и рит­мах искусства. Так появились элементы и композиции декоративного искус­ства по мотивам растительных форм. В узорах разных мастеров мы находим стилизованные изображения животных, человека. Крайней формой стилиза­ции и обобщения стали элементы в геометрическом орнаменте.

В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем ото­брано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким — дошкольникам.

Произведения народного декоративного искусства отличает красоч­ность, яркость. Смелые контрастные цветовые сочетания, особая насыщен­ность цвета характерны для большинства народных росписей.

Наше национально русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Тут посуда, одежда, игрушки, пряники, резные наличники и ворота, кованые решетки, расписные платки, ювелирные украшения — всего и не счесть. На всех этих предметах традици­онно есть узоры, орнаменты.

На Руси издавна существовали географические центры народных про­мыслов — места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства,    где народные мастера создают изумительные по

красоте и оригинальности предметы.

О.В. Кофанова