Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Формы организации методической работы с педагогическим коллективом. PDF Печать
19.09.09 00:25
skrepkaФормы организации методической работы с педагогическим коллективом.
Все формы можно представить в виде двух вза имосвязанных групп: групповые формы методи ческой работы (педагогические советы, семина ры, практикумы, консультации, творческие мик рогруппы, открытые просмотры, работа по еди ным методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консульта ции, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методиче ской работы.

В рамках различных форм находят примене ние многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом.

skrepka
Все формы можно представить в виде двух вза­имосвязанных групп: групповые формы методи­ческой работы (педагогические советы, семина­ры, практикумы, консультации, творческие мик­рогруппы, открытые просмотры, работа по еди­ным методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консульта­ции, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методиче­ской работы.

В рамках различных форм находят примене­ние многообразные методы и приемы работы с кадрами, о которых рассказывалось выше.

Объединяя формы и методы работы с кадра­ми в единую систему, руководитель должен учи­тывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как орга­низационно-педагогическими, так и морально­-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как выс­ший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конк­ретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование. Из разнообразных форм методической рабо­ты в детском саду особенно прочно вошла в прак­тику такая форма, как консультирование педаго­гов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам пе­дагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего вос­питателя подготовки и профессиональной компе­тентности.

Значение слова «компетентность» раскрыва­ется в словарях «как область вопросов, в которых хорошо осведомлен» или трактуется как «личные возможности должностного лица, его квалифика­ция (знания, опыт), позволяющие принимать уча­стие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию оп­ределенных знаний, навыков».

Итак, компетентность, так необходимая стар­шему воспитателю для работы с педагогами, это не только наличие знаний, которые он постоянно обновляет и пополняет, но и опыт, умения, кото­рые он может использовать при необходимости. Полезный совет или вовремя проведенная кон­сультация корректируют работу педагога.

Основные консультации планируются в годо­вом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении кон­сультаций, старший воспитатель не только ста­вит задачи передачи знаний педагогам, но и стре­мится сформировать у них творческое отноше­ние к деятельности.

Так, при проблемном изложении материала формируется проблема и показывается путь ее решения.

При использовании частично-поискового ме­тода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении планов дея­тельности, самостоятельно решают проблему. Чаще всего при проведении консультаций исполь­зуется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достовер­ностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысли­вать свой опыт под углом зрения научных выво­дов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение.

В зависимости от уровня квалификации педа­гогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, вы­явлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической бе­седы. В ходе беседы более детально раскрыва­ются отдельные положения прочитанной методи­ческой литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осущест­вляется ориентация на дальнейшее самообразо­вание. ­

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать прак­тически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходи­мо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональ­ным опытом. Тот, кто готовит консультацию, дол­жен составить обоснованный план беседы, позво­ляющий ему четко представить, какие новые зна­ния получают воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая бесе­да, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

В ходе консультации используется метод дис­куссии.

По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуж­дения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в от­личие от беседы, в дискуссии необходима борь­ба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других до­полнительных вопросов, количество и содержа­ние которых' невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой про­фессиональной компетентности, педагогическо­го мастерства, большой культуры, такта. Ведуще­му дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать ат­мосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершен­ствовать свою деятельность.

В заключительном слове кратко анализируют­ся выступления участников и вносится ясность в решение принципиальных вопросов.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения оп­ределяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием вре­мени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же за­нятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитате­ли хотели бы получить ответ,

Руководителем семинара может быть заведую­щая или старший воспитатель, приглашенные спе­циалисты. К проведению отдельных занятий мож­но привлекать воспитателей, специалистов, ме­дицинских работников. Главной задачей семина­ров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут вос­питатели, имеющие опыт работы по данной проб­леме. Например, на семинаре-практикуме по ике­бане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные уме­ния впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на за­нятиях семинара по изготовлению елочных укра­шений педагоги не только осваивают приемы ра­боты с бумагой и другими материалами, но и раз­рабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в группо­вой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделка­ми детей, родителей, педагогов. Педагоги при­думывают сюрпризные моменты, подбирают ли­тературный материал для создания сказочной ат­мосферы в группе в эти дни.

К семинару «Особенности организации и про­ведения наблюдений в природе в летний пери­од» воспитателям заранее предлагаются вопро­сы для обсуждения проблемы. Например: Как ча­сто вы проводите наблюдения за объектами при­роды на занятиях (экскурсиях), прогулках, в по­вседневной жизни? Что считаете главным в ме­тодике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие при­емы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, раз­виваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в рабо­те с детьми элементы экологического воспитания?

В ходе проведения занятий семинара-практику­мa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискус­сий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семина­ров оформлялись в виде конкретных и реально

выполнимых рекомендаций, а их реализация на­ходилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимо­сти обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная

форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как органи­зовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара бу­дет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет ро­дителям на следующем занятии и даст конкрет­ные рекомендации относительно методов инди­видуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только воз­растет. Семинар как форма методической рабо­ты отличается от семинара, практикуемого в выс­ших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда плани­руется постоянно действующий семинар на дли­тельный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак ­место его проведения. Это может быть методи­ческий кабинет детского сада, групповая комна­та или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по си­стематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране­ния педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения ин­формации. Это и слово (доклады и содоклады уча­стников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический ана­лиз.

Следовательно, семинар не ограничен опре­деленными рамками времени и не связан с по­стоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изме­нения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретно­го дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подгото­вить памятку участникам семинара, в которой ука­зать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участ­ников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож­ных точек зрения, работа с нормативными доку­ментами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их вы­полнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

 

Открытый показ.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют ра­боту воспитателя, добивающегося наилучших ре­зультатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт - это сред­ство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяю­щее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает вос­питателю изучить новые подходы к работе с деть­ми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессио­нального мастерства. Передовой опыт зарожда­ется в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот ре­зультат. Это позволяет соизмерить свои возмож­ности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оператив­ная форма, разрешения назревших в практике про­тиворечий, быстрого реагирования на обществен­ные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспи­тания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда ус­ловии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практи­ки, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детс­ких садах проводятся открытые показы, на кото­рых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие воп­росы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать сви­детелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

- пропаганда опыта;

- обучение педагогов методам и приемам ра­боты с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра ру­ководитель может сам рассказать о системе ра­боты воспитателя, предложить вопросы, на кото­рые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, при­меняемых педагогом, рациональное использова­ние пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию помо­жет руководителю интересно организовать обсуж­дение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсужде­нии первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается реше­ние: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспи­тателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

Таким образом, планируя методическую рабо­ту, необходимо использовать все виды обобще­ния педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семи­нары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобще­ние и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, про­низывающей содержание и все ее формы и ме­тоды. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развива­ет педагогов. Будучи по существу теснейшим об­разом связан с прогрессивными идеями педаго­гики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наибо­лее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В методическом кабинете дошкольного обра­зовательного учреждения необходимо иметь ад­реса педагогического опыта.

Деловые игры.

В настоящее время деловые игры нашли ши­рокое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не мо­жет быть достигнута более простыми, привыч­ными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наибо­лее активизировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в ме­тодической работе как внешняя эффектная фор­ма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или на­учно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея при­менения деловой игры. Итак, что же такое дело­вaя игра?

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управ­ленческих решений в различных ситуациях, пу­тем игры по заданным или вырабатываемым са­мими участниками игры правилам. Нередко де­ловые игры называют имитационными управлен­ческими играми. Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе ме­тодической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в раз­решении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профес­сионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него бу­дет неправильным. Здесь надо учитывать то об­стоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может исполь­зоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не про­водили деловых игр, то лучше попробуйте исполь­зовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочув­ствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в сво­ем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру - про­цесс творческий. Поэтому конструирование де­ловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработан­ной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо от­работана игровая модель деятельности участни­ков.

Существуют теоретически обоснованные ме­тодик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать оши­бок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обу­чения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обуче­ния.

Непосредственная разработка материалов де­ловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;

- описание организации проведения игры; - составление задания для участников;

- подготовка оборудования.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При об­суждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические фор­мы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечи­вает взаимодействие и открытость. Роль органи­затора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацелен­ных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспита­тели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессио­нальные качества, необходимые в работе с деть­ми, (сочинительство, владение речевыми навы­ками, образность высказываний и т.д.)

Творческие микрогруппы.

Они возникли в результате поисков новых эффективных форм ме­тодической работы. Такие группы создаются на исключительно доб­ровольной основе, когда необходимо освоить ка­кой-то новый передовой опыт, новую методику

или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпа­тии, личной дружбы или психологической совме­стимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива­ются мнениями, спорят, предлагают свои вари­анты. Важно, чтобы все это реализовалось в прак­тике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умени­ях педагога, то идет совместное изучение допол­нительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе нефор­мальное общение, главное внимание здесь уде­ляется поисковой, исследовательской деятельно­сти, с результатами которой в последующем зна­комится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта фор­ма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, зах­ватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходи­мо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигну­того им уровня деятельности, интересов и запро­сов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими ис­следованиями и рекомендациями, с педагогиче­ским опытом, накопленным практикой работы дру­гих учреждений. Эти требования исключают изоб­ретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-эксперименталь­ную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообраз­ность определения темы на перспективу, с раз­бивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической ра­боты и сочетаться с темами самообразования вос­питателей.

Самообразование.

Система непрерывного повышения квалифи­кации каждого педагога ДОУ предполагает раз­ные формы: обучение на курсах, самообразова­ние, участие в методической работе города, рай­она, детского сада. Систематическое совершен­ствование психолого-педагогических умений вос­питателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каж­дые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. про­исходит поступательное развитие самого субъек­та. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, получен­ные в предшествующей курсовой подготовке; спо­собствует осмыслению передового опыта на бо­лее высоком теоретическом уровне, совершен­ствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное при­обретение знаний из различных источников с уче­том интересов, склонностей каждого конкретно­го педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его со­ставной частью.

В процессе самовоспитания у человека разви­вается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Почему педагогу необходимо постоянно рабо­тать над собой, пополнять и расширять свои зна­ния? Педагогика, как и все науки, не стоит на ме­сте, а непрерывно развивается и совершенству­ется. Объем научных знаний с каждым годом уве­личивается. Ученые утверждают, что знания, ко­торыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет.

Это обязывает каждого специалиста незави­симо от полученного образования заниматься са­мообразованием.

Корней Чуковский писал: "Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, по­ собственной страстью. Всякое знание быть открытием, которое вы сделали»

Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы само­образование каждого педагога стало его потреб­ностью. Самообразование - это первая ступень­ к совершенствованию профессионального ма­стерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно об­новляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опыта­ми работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу выбравшему тему самообразования, по­знакомиться с разными взглядами ученых и прак­тиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и рас­положенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная кар­точка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место изда­ния. На обратной стороне можно составлять крат­кую аннотацию или перечисление основных воп­росов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель со­ставляет каталоги, рекомендации в помощь за­нимающемуся самообразованием, изучает влия­ние самообразования на изменения в учебно-вос­питательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация само­образования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Это добровольное желание педагога. В мето­дическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, форма и срок отче­та. При этом форма отчета может быть следую­щей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором вос­питатель использует полученные знания в ходе самообразования. Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

- работа в библиотеках с периодическими из­даниями, монографиями, каталогами;

- участие в работе научно-практических се­минаров, конференций, тренингов;

- получение консультаций специалистов, прак­тических центров, кафедр психологии и педаго­гики высших учебных заведений;

- работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных ме­тодических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ пе­дагога является процесс рефлексии полученно­го опыта и на его основе - построение нового опыта.