Notice: Only variables should be assigned by reference in /home/ds-81/ds-81.ru/docs/components/com_sef/joomsef.php on line 815
Журнал для заботливых родителей - выпуск 1 - Детский сад 81 Краснодар

Блиц опрос

Как вам наш сайт ?
 

Посетители


Designed by:
Mdi-Lastochka Joomla Templates   
Журнал для заботливых родителей - выпуск 1 PDF Печать
13.06.10 01:32

mnogo_detok_1


2009 г.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!

Надеемся, что  Вы  уже  получили  письмо  «Я уже  детсадовец». Это событие  в Вашей  жизни, долгожданное или  пугающее,  радост-ное или  тревожное,  произошло и через  несколько  дней Ваш  малыш  первый  раз придет  в младшую  группу  детского  сада «Ласточка».

В большинстве  случаев  поступление  ребенка в детский  сад  сопровождается  проблемой  его адаптации  к новым  нормам и правилам, и далеко не все дети  успешно с этим справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного» синдрома является прямым следствием его психологической  неготовности к выходу из семьи.  Очень часто родители   параметрами готовности поступления  в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму  дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос о том, в какой  мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми людьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных  и не всегда понятных для ребенка социальных  норм  и правил  поведения, родителями не обсуждается. Более того, родители, отмечая у своего ребенка слабые навыки  общения, стремятся отдать  его в детский сад именно для того, чтобы  он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается  тяжелыми  переживаниями  самого  ребенка, слезами  и обидами   других  детей, претензиями  и замечаниями  воспитателей.  Наблюдение за детьми  в детском саду  свидетельствует о том, что ребенок  не владеющий навыками самообслуживания, но  психологи-

чески  готовый к вступлению  в более широкий, чем домашний,   круг  социальных отношений, привыкает к детскому саду  значительно быстрее и безболезненнее, чем сверстник, умеющий  сам одеваться, но не знающий как подойти или обратиться к не знакомому для него взрослому или другому ребенку.

Реальные  результаты в решении задач профилактики и преодо-ления «адаптационного синдрома» (прохождения его в более мягкой  форме), возникающего у детей,  могут принести совместные усилия  родителей и  работников ДОУ. Самочувствие ребенка зависит  оттого насколько уверенна и спокойна мама, ее доброжелательного  отноше-ния к воспитателям и детскому саду в целом.

Мы  желаем Вам  здоровья, как можно больше положительных  эмоций  и приглашаем  в  нашу  ДРУЖНУЮ СЕМЕЙКУ.

 

Третий год жизни: особенности возраста

 

Третий  год  жизни  считается  переходным  этапом  в развитии  ребенка – к концу  года малыш становится  младшим  дошкольни-ком. Однако в начале  этого периода  у него  еще присутствуют черты  раннего возраста. Необходимо  заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными  дети  могут  оставаться   и в три,  и четыре, если взрослые  вовремя не реализуют    все возможности развития  и воспитания.

«Что же делать?»- спросят   озадаченные  родители.

Конечно, нельзя лишать посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще мал, что у него все не так  получается, сужать  круг общения с взрослыми и сверстниками. Нужно внимательно относиться к его  познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается в окружающем перед его взором и формирует  эмоциональный  мир, постепенно переводить чувственный  опыт  в речь.


ОРГАНИЗАЦИЯ  ЖИЗНИ   И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

 

Чем же третий год знаменателен? В чем  его особенности?  Что но-вого в поведении ребенка?

На третьем  году жизни  происходит существенный  перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный  ростом активной   деятельности  малыша,  имеющего собственные   желания и намерения, которые могут не совпадать с  намерениями взрослого.  Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко  выраженного  стремления к  самостоятельности, а с другой  -  жела-ния быть похожим на взрослых, подражать им.

В процессе  общения, предметной деятельности, игры  происходит дальнейшее  развитие  психических  процессов  восприятия, памяти,

внимания, формируются новые  потребности и интересы. Новым мож-  но считать интенсивное  развитие  воображения, особенно  во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может дейст-вовать  в воображаемой ситуации.  Например,  выполняя   просьбу взрослого,  показывает, как  мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки),  как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка.

С развитием  воображения и памяти  появляются следующие  продуктивные  виды деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт- поделка),  конструирование  (продукт – постройка), игра (ролевое поведение).   Следует  обратить внимание  родителей  на то, что продуктивные  виды деятельности  должны быть  начаты на третьем  году  жизни ребенка. Эти виды способствуют  развитию отражательной  способности мозга, а, следовательно, имеют прямое отношение к развитию  умственной активности, формированию интеллекта.

На третьем  году  жизни внимание малыша еще неустойчиво, но заниматься  деятельностью, которая ему интересна, может 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое. Значительно совершенст-вуется процессы  запоминания, а с развитием речи  воспоминания могут быть вызваны  с помощью слова.

Последнее не случайно. Интенсивно  растет активный словарь, к    трем  годам он составляет 1200-1500 слов и более.  Особенностью  речевого развития  является  не только  расширение понимания  об-ращенной к малышу  речи, а также активное употребление слов, произнесение их. Появляется более сложная  функция – умение строить  фразу из трех-четырех  слов. Формируется  грамматический строй  речи.

Ребенок начинает употреблять не только  простые  предложения, но и сложные. Ему  доступно  понимание не только  смысла отдель-ных  высказываний, относящихся к непосредственно воспринимае-мому  событию, но и содержание коротких  рассказов о том, что не находится в его поле зрения. Он понимает сказку, слушает стихи, рассматривает иллюстрации.

Игровая деятельность малыша становиться разнообразной, со-вершенствуется сюжетная игра. Во второй половине  года ребенок  с увлечением участвует в ролевых  играх: начинает отражать в игре жизненный опыт, выполняя в игровом плане действия взрослого, берет на себя определенную роль – мамы, доктора.

Малыш по-прежнему  эмоционален, чувствителен к похвале и по-рицанию взрослого. Ребенок привязан к близким, но проявляет инте-рес к посторонним, если они вызывают у него  симпатию.

Все перечисленный новации в развитии ребенка возможны только в результате правильного   воспитания и вашего непосредственного  участия в его жизни и, конечно, вашей заинтересованности в их появ-лении.

 

Нужен ли режим дня?

 

Режим дня нужен. Ребенок повзрослел, но все еще  не может са-мостоятельно оценить  свое состояния и сделать то, что ему необ-ходимо.

Режим - это распределение  во времени и определенная  последо-вательность в удовлетворении основных физиологических потреб-ностей  организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище).

Бодрствование – это деятельное состояние  коры больших  полу-

шарий головного мозга, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность определяется пределом работо-способности нервной системы. Сон предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их  работоспо-собность.

Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния нервной сис-темы: после активного бодрствования  наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

В результате  точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления, определенной их последовательности у ребенка выра-батывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предло-жение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у малыша возражений.

Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в  отношении  своего  поведения, часто свиде-тельствует о том, что  ребенок недосыпает. Одно из условий  уве-ренности и спокойствия  ребенка -  это систематичность, ритмич-ность, повторяемость  его жизни, т. е.  четкое соблюдение  режима.

Составляя режим для своего ребенка, родители  должны  исхо-дить из  показателей  его физического  развития, выносливости нервной системы. Если малыш физически не очень крепкий, имеет отклонения в состоянии здоровья, тогда ему  нужен более щадящий       гибкий режим, который может поменяться  в течение одного дня в зависимости от обстоятельств (плохой сон ночью, приезд родствен-ников).  Сказанное не означает, что на третьем году  жизни можно  часто и существенно нарушать  режим  без особых причин. Речь идет лишь об умении взрослых  учитывать  состояние малыша.

 

Примерный режим дня.

 

От 2 до 2,5  лет

 

Пробуждение, гимнастика,  туалет

7.00 –  8.00

Завтрак

8.00  -  8.30

Занятия, игры, прогулки

8.30  -  12.00

Обед

12.00 -  12.30

Дневной сон

12.30 – 15.00

Полдник

15.00 -  16.00

Занятия, игры, прогулки

16.00  -  19.00

Купание

19.00  - 19.30

Ужин

19.30 -  20.00

Спокойная  игра

20.00 -  20.30

Ночной  сон

20.30  -  7.00

 

От 2,5 до 3  лет

 

Пробуждение, гимнастика,  туалет

7.00 –  8.00

Завтрак

8.00  -  8.30

Занятия, игры, прогулки

9.30  -  12.30

Обед

12.30 -  13.00

Дневной сон

13.00 – 15.30

Полдник

15.30 -  16.00

Занятия, игры, прогулки

16.00  -  19.30

Ужин

19.30  - 20.00

Спокойна игра

20.00 -  20.30

Купание

20.30 -  21.00

Ночной  сон

21.00  -  7.00

 

rezim-dnya-1

 

Формируем навыки самообслуживания

 

В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиеничесие  навыки (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем) и навыки самообслуживания. Возможно, эти  навыки  сформированы частично. В этом  случае могут  возникнуть  трудности  в процессе  адаптации. Особенно если  дома соблюдение режимных  моментов  и  сами навыки  осуществляется  в  отрицательно окрашен-ной  эмоциональной  обстановке.  Тогда  в группе малышу  будет сложно  выполнять требования  воспитателя  и он  будет  протестовать против них, избегать. Как следствие,  не принятие ребенком   обстановки  детского  сада и трудности  в адаптации.

Во время  подготовки  к новому  учебному  году  мы решили  на-    помнить родителям, как  обучать  малыша  культурно-гигиеническим навыкам:

  • обучение  проходит при совместной  деятельности взрослого и ребенка:
  • обучение должно быть постепенным, по мере овладения простым действиями, вводить   более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах» (Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки  губами, а не языком. Взрослый при этом  вытягивает губы «трубочкой», имитирует  втягивание  его содержимого.);
  • по мере  приобретения  навыка  доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается, взрослый только наблюдает, подсказывает правильное  действие;
  • поощрение самостоятельных  действий  укрепляет  положительное  отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
  • ласковый  голос, спокойное  и доброжелательное  отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки  делают процесс формирования навыка  более  привлекательным.

Учимся умываться

  • Завернуть  рукава  одежды
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки
  • Смыть  мыло под струей воды
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой
  • Снять полотенце
  • Насухо вытереть  лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются)
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учимся пользоваться полотенцем

Предложить   ребенку

  • Снять  полотенце  с крючка
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
  • Поменять руки местами

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом.

 

Учимся пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит
  • Показать  функциональное  назначение  расчески и формировать  навык  ее использования
  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учимся пользоваться зеркалом

 

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду)
  • подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица

 

В детском  саду   процессы  приема  пищи,  одевания-раздевания,  сон   чаще  сопровождаются  плачем, так как  раньше  все  эти функции  выполняла  мама. Поэтому  в общении  с детьми  очень важно использование  элементов  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  загадки, уговорушки являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком. Ласковый  говорок  потешек и прибауток вызывает у него  радость. Именно через  элементы фольклора  легко  донести до ребенка  свою нежность, заботу, любовь и веру в него. Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи.

 

ПОТЕШКИ  ПРИ УМЫВАНИИ


Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А водичка булькает

А водичка пениться

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

Хлюп-хлюп  ручками,

Полон  мыла таз

Ты не трогай, Катенька

Мыльной ручкой глаз.

 

Водичка  серебристая

Струиться из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

ты как сюда попала?»

«Через  луга росистые

Я в детский сад  бежала».

«Водичка серебристая,

зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг  сверкало».

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Из колодца принесла

Курица  водицы.

И цыплята всей  гурьбой

Побежали мыться.

 

В ручейке вода струиться

В речке плещется вода.

Мы под краном будем  мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

 

 

 

ПОТЕШКИ ПРИ  ОДЕВАНИИ


 

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

 

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

 

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли мы про туфельки.

Обуем  туфельки на ножки.

Эту на правую ножку,

Эту на левую ножку.

 

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

 

Завяжи потуже  шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу.

Гулять хочу.

 

Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ.

Ручками Хлоп-хлоп-хлоп.

 

ПОТЕШКИ  НА ПРОГУЛКЕ

 

Ночью выпал  первый снег.

Я оделась  раньше всех.

Я санки качу,

Гулять  хочу.

 

Покатились санки вниз,

Крепче Катенька держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А нет то, разбиться можно.

На горочке  нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть.

 

Крепче  стал  мороз  никак,

Мы  замерзнем  стоя  так.

Чтоб  согреться  поскорей,

Будем  прыгать  веселей.

 

 

 

ПОТЕШКИ  «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»


 

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

 

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисята спят на горочках,

Зайцы спят на травушке, утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят, всему  миру спать

велят.

 

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших  деток усыплять.

 

 

 

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька,  не  лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

 

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ  СНА

 

Колокольчик ледяной,

Он всегда, везде со мной,

«Просыпайтесь!»- говорит,

«Закаляйтесь!» - всем велит.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Вставай, мой Юрочка.

На ковре котята  спят,

Просыпаться не хотят.

Вот  на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать.

 

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

 

Как научить ребенка вести себя за столом

 

Многих  родителей интересует  этот  вопрос.  Многие  дети  и на третьем  году требуют, что бы их кормили  взрослые, просят почитать  книги. Родители знают, что этого  делать нельзя, но идут на различ-ные ухищрения, лишь  бы накормить  малыша.  У ребенка необходимо  вырабатывать положительное  отношение  к приему пищи: не нужно  накладывать на тарелку слишком много пищи;  никогда не кормите ребенка насильно; не разрешайте уносить с собой куски хлеба, ябло-ки,  сладости; не следует между приемами пищи давать дополнитель-ную еду,  не стоит давать сладости «под  просмотр» телевизора, пока-зывайте образец приема пищи, выработайте свой порядок за столом.  Участие ребенка в семейном ужине  имеет для него очень важно.  Это  значит, что он принят в семье, является равноправным  членом, следо-вательно должен  выполнять правила, принятые в семье за столом. Например, закончив  еду нужно  дождаться  всех. Атмосфера за сто-лом должна быть добро-желательная, темы разговоров  приятны и ин-тересны для всех членов без исключения. Очень распространено мне-ние, что за столом нельзя разговаривать. Но все же это возможно,  ре-бенок имеет право участвовать в беседе и быть выслушанным, если выполняются следующие правила: если в это время во рту у него не пищи, если он вступил в разговор, не перебив другого. Если ребенку сложно выполнять эти правила, стоит временно отказаться от бесед за столом.  Еще один важный момент - это запрет на обсуждение манеры приема пищи, лучше лишний раз показать как правильно вести себя за столом на своем личном примере.

 

Стресс. Основные признаки стрессового состояния у детей

 

Часто употребляемый  термин «стресс» означает  ответ  организма  и личности  на экстремальные  воздействия или повышенную  нагрузку. В психологии  этот  понятие  наполнилось  новым  содержанием, и в настоящее  время рассматривается как механизм регуляции  отношений организма  со средой.

 

Приход в детский сад это стресс – для многих детей первый в жизни. Адаптационный период протекает по-разному, в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания. Существуют разные мнения о сроках адаптации от 7-10 дней до года, самые приближенные к действительности от 4-6мес до года. С отрывом от матери ребенок теряет часть себя, образуется пустота, которая до шести месяцев переживается, а потом начинает заполняться. Поэтому об окончательной адаптации  можно говорить к концу года.

Устойчивое  положительное  настроение  свидетельствует об  успешной  адаптации  ребенка к социально-гигиенической  среде образовательного  учреждения. Частая  смена настроения  или устойчивое  отрицательное  настроение  говорит об обратном.

Существует теория,  согласно которой  стресс состоит из трех фаз:

 

  1. НАПРЯЖЕНИЕ.

На этой фазе организм сопротивляется за счет  мобилизации своих ресурсов.  Всегда в первую очередь  страдает эмоциональная сфера. В эмоциональном плане появляются такие эмоции как тревога, паника, крик, плач (попытка вернуть маму). Успокоение наступает за счет адаптационной энергии.

 

  1. СТАБИЛИЗАЦИЯ.

На втором этапе стабилизации признаки тревоги исчезают.  Эта фаза характеризуется неустойчивостью настроения, равнодушие к собственной деятельности, нет эмоционального отклика на ситуации. Могут появиться такие поведенческие реакции, как капризность, агрессивность, конфликтность, избирательность мотивации (делать то, что интересно, значимо), экономия эмоций и сил (не желательно самостоятельно одеваться, тем самым получить внимание).

 

  1. ИСТОЩЕНИЕ.

Постепенно, если действие стрессора продолжается, запасы адаптационной энергии истощаются, вновь появляются признаки тревоги, теперь они не обратимы. В плане поведенческих проявлений возможны:  отказ еды, сна, стремление к уединению, дрожание рук, качание головой, снижение массы тела, недержание мочи, высокий уровень тревожности, игра половыми органами.

 

Все  вышеперечисленные  признаки могут  говорить  нам о том, что ребенок находится  в стрессовом  состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались.  Кроме того, не все  признаки  могут быть ярко выражены. Но беспокоиться следует даже  тогда,  когда появились  только некоторые  из них.

Наличие вышеуказанных  симптомов  свидетельствует о появлении  психосоматических  расстройств, которые  отражаются  на самочувст-вии, и на поведении  ребенка. Игнорирование их может не только при- вести  к стойким нарушениям   здоровья, но и отразится  на формиро-вании  личностных  качеств.

В образовательном учреждении  в стрессовой ситуации  адаптаци- онный процесс протекает  чаще как реакция приспособления. У детей, как  защитная  реакция,  часто появляется социальная  маска. Они  мо-гут стать лживыми, неуверенными, склонными к бесплодным мечта-ниям, трусливыми,  упрямыми, беспомощными.

К сожалению, эти последствия  стрессов родители своевременно  не замечают или игнорируют. Обычно замечают, что с ребенком что-то  происходит, когда   разворачиваются  множественные  реакции.

Часто бывает так, что признаки  стрессового  состояния  взрослые  замечают, а причину  определить затрудняются.  В этом случае  не-обходимо обратиться за советом  к  квалифицированному специалис-ту. Например, депрессивное состояние может быть связано с пробле-мами личностного роста, а не с наличием  стресса.

 

Кризис трех лет

 

Кризис  3 лет –  один из  наиболее трудных  моментов  в жизни ребенка.  Это-  разрушение и пересмотр  старой системы отношений, процесс выделения  своего «Я».

Кризис трех лет имеет следующие характеристики.

Негативизм. Ребенок  негативно реагирует не на само действие, которое  он отказывается  выполнять, а на требование и просьбу взрослого. Он не делает что-то, только потому, что это предложил  взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок может игнори-ровать требования только одного члена семьи или  одной воспита-тельницы. Главный мотив – сделать наоборот. В 3 года ребенок спо-собен поступить вопреки своему  желанию. Поведение определяется  не самим желанием, а отношением со взрослым.

Упрямство. Это реакция ребенка,  который настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он так решил. И тре-бует, чтобы с его мнением считались.

Все эти изменения свидетельствуют, что у ребенка  изменяется от-ношение к самому себе и  другим людям. Изменение  позиции ребен-ка, возрастание  его самостоятельности и активности требует от взрос-лых  своевременной  перестройки. Позиции взрослого и ребенка  должны быть на равных.  Ребенок сказал: «Я сам». Это значит, что  личность существует. И эта личность требует признания.  К сожал-ению, жизненный опыт и средства выражения у нее не велики, поэ-тому пользуется  такими, как негативизм и упрямство.  Задача роди-телей – принять личность ребенка безусловно,  научить его понимать себя и выражать  более конструктивными способами.

Опасными являются  такие мнения, имеющие место в нашем обществе, как «ребенка нужно сломать»,  «показать ему его место» или «кто в доме хозяин». Цель таких способов  взаимодействия с ребенком  - добиться немедленного  послушания.  Данная тактика может иметь негативные последствия.

 

ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ  РОДИТЕЛИ


  • во время приступа оставайтесь с ребенком, дайте ему почувствовать, что понимаете его;
  • не придавайте большого значения упрямству и капризности, примите  их как данность;
  • не пытайтесь в это время что-то внушать, это бесполезно;
  • будьте настойчивы в поведении с ребенком, если сказали «нет»,
  • оставайтесь дальше при своем мнении, иначе можете зафиксировать истерики, как способ добиться своего;
  • не прибегайте к помощи  посторонних, истеричность и капризность требуют зрителей;
  • в этом  возрасте ребенка по-прежнему  легко отвлечь,  проявите свои творческие способности,  будьте ему другом и интересным партнером по игре, тогда  ребенок быстрее  согласится на комромисс.

Я И МОЙ  РЕБЕНОК

 

 

 

Можете ли Вы …

Могу и всегда  так поступаю

Могу, но не всегда так оступ.

Не

могу

1.

…в любой момент оставить все  свои дела  и заняться ребенком?

 

 

 

2.

… посоветоваться  с ребенком, невзирая на его возраст?

 

 

 

3.

…признаться  ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

 

 

 

4.

… извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

 

 

 

5.

… сохранить сомообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас?

 

 

 

6.

… поставить себя на место ребенка?

 

 

 

7.

… поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая Фея?

 

 

 

8.

… рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представ-ляющий Вас в невыгодном свете?

 

 

 

9.

…всегда воздерживаться от употреб-ления слов, которые могут ранить ребенка?

 

 

 

10.

… пообещать ребенку исполнить его  желание за хорошее поведение?

 

 

 

11.

… выделить ребенку один день, когда он может делать, что он желает и вести се-бя  как хочет и ни во что не вмешивать-ся?

 

 

 

 

Уважаемые  родители!  Предлагаем  Вашему  вниманию  анкету

«Готов  ли ваш  ребенок  к поступлению  в ДОУ?».

Полученные результаты обоих  тестов можете  обсудить  с психоло-гом  на консуль тации  по вопросам  адаптации.

АНКЕТА  «ГОТОВ  ЛИ ВАШ  РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ   В ДОУ?»

Фамилия, имя ребенка ___________________________

Дата  рождения             ___________________________

 

Какое  настроение  преобладает  у ребенка  в последнее  время в домашней  обстановки?

Бодрое, уравновешенное

Неустойчивое

Подавленное

Как  Ваш  ребенок  засыпает?

Быстро, спокойно (до 10мин)

Долго  засыпает

Неспокойно

Используете  ли Вы  дополнительное  воздействие  при засыпании  ребенка (укачивание, колыбельная, соска и пр.)?

Да

Нет

Какова продолжительность  дневного  сна  ребенка?

Какой аппетит у Вашего  ребенка?

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

Как относится  Ваш  ребенок  к высаживанию  на горшок?

Положительно

Отрицательно

Просится ли Ваш  ребенок на горшок?

Да

Нет, но бывает  сухой

Нет и ходит мокрый

Есть ли у Вашего   ребенка  отрицательный  привычки?

Сосет пустышку, сосет палец, раскачивается или другое (указать)

_________________________________________________

Нет

Интересуется ли ребенок игрушками, предметами  дома и в новой  обстановке?

Да

Иногда

Нет

Проявляет ли интерес к действия  взрослых?

Да

Иногда

Нет

Как Ваш  ребенок играет?

Умеет  играть самостоятельно

Не всегда

Не играет  сам

Какие взаимоотношения  со взрослыми?

Легко  идет  на контакт

Избирательно

Трудно

Какие  взаимоотношения  с детьми?

Легко  идет  на контакт

Избирательно

Трудно

Как  относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да

Не всегда

Нет

Есть ли у ребенка  уверенность в себе?

Да

Не всегда

Нет

Есть ли у ребенка  опыт  разлуки  с близкими?

Перенес разлуку  легко

Тяжело

Есть ли у ребенка  аффективная  привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть

Нет

 

Наше будущее дети,

Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях - наша сила,

Внеземных миров огни,

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они!


rezim-dnya-2

 

Издатель журнала: МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 81 "Ласточка"

Адрес редакции: г. Краснодар ул. Захарова/Станкостроительная, тел: 2

Над выпуском работали: воспитатели –  Галкина И.А.

педагог-психолог – Полищук О.Н.